Першерон
Среди тяжеловозов першерон - один из самых изящных, с
мерными, гибкими, свободными и красивыми движениями. У него очень
атлетическое телосложение, несмотря на большую массу и благородные
характеристики, унаследованные от предка -араба. Существует два типа:
маленький и большой. Самой большой лошадью в мире был именно першерон,
родившийся в США: высотой до холки 2,13 м и весом 1372 кг
Экстерьер
Самые распространенные масти, состоящей из тонких,
коротеньких волосков, - серая, обычно в яблоках, и вороная -
единственные масти, которые принимает племенная книга породы в Англии
(во Франции принимают также чалую и рыжую). Голова красивая,
выразительная, маленькая, в противовес общей массе, профиль прямой,
ганаши толстые, лоб широкий и квадратный, глаза выступающие, живые, уши
средней длины, очень внимательные, нос плоский, с очень широкими
ноздрями. Шея умеренной длины, мускулистая, хорошо поставленная, с
пушистой гривой. Холка довольно приподнятая (редко встречающаяся
характеристика у других тяжеловозов), спинопоясничная линия короткая и
иногда продавленная, особенно у кобыл; круп, почти всегда двойной,
широкий и закругленный; хвост, очень пушистый, посажен немного низко.
Спина хорошо поставленная, что позволяет двигаться свободно и плавно.
Грудь открытая, живот широкий, со значительными ребрами. Ноги сильные и
мускулистые: предплечья средней длины, пясти короткие и крепкие;
скакательные суставы широкие, с плотными костями, сухожилия мощные и
выносливые. Бабки короткие и создают с ногами почти всегда развернутый
угол. Копыта большие, черно-синего оттенка. Пряди на путовых суставах
редкие.
История
Местность Перш, откуда происходит эта порода,
расположенная на севере Франции, в древности была покрыта густым лесом.
Здесь родились предки першерона, жившие на этой территории с
доисторических времен. Возможно, порода восходит к Equus caballus
sequanus, местной лошади, нарисованной первобытным человеком на стенах
пещеры Ласко — 15-20 000 лет назад, имеющей поразительное сходство с
першероном. Менее достоверна теория о том, что порода - результат
скрещивания бретонца и булонца. Вполне возможно, однако, что кавалерия
Карло Мартелло, в битве при Пуатье (732) победила захватчиков Мори
верхом на предках современного першерона. а Эти средневековые кони,
обычно определяемые как норманны, были скрещены п с ценными восточными
лошадьми, оставленными арабами после поражения. j За смешиваниями с
арабами и берберами последовали новые - с другими восточными лошадьми в
период Крестовых войн. Ловкость, изящество, гармония пропорций, гибкость
и послушный характер объясняются именно постоянными и продолжительными
примесями крови араба. «Настоящий» першерон должен быть рожден в одном
из четырех департаментов: Шарт, Эр-и-Луар, Луар-и-Шер и Орне. В 1883
году было создано Общество лошадей першерон, которое основало племенную
книгу породы. От першерона произошли многие местные разновидности: Трэ
де ля Луар, Трэ Ожерон, Трэ Берришон (из региона Берри), Трэ дю Майн,
Трэ де ля Саон-и-Луар, Трэ Ниверне, Трэ Бурдоне. Все першероны имеют на
шее клеймо с инициалами «SP», аббревиатурой Общества лошадей першерон.
Использование
Это был прекрасный военный конь; он возил на охоту,
тащил кареты, работал на деревенских фермах с седлом, телегой и плугом.
Различаются два типа першеронов: большой - более распространенный;
маленький - довольно редкий. Першерон последнего типа был идеальной
лошадью для дилижансов и почтовых колясок: в 1905 году единственная
компания омнибусов в Париже владела 13 777 першеронами. Уже с 1839 года
порода начала широко экспортироваться за границу: в Америку, Австралию и
Южную Африку. США стали основным рынком; в 1833 году было создано
Американское общество першерон с собственной племенной книгой. С 1918 по
1922 год в Англию попало 36 жеребцов и 321 кобыла, ставшие
родоначальниками современной Британской племенной книги, поддерживаемой
Британским обществом лошадей першерон, которое каждый год организует в
Кембридже выставку с присуждением званий и премий лучшим представителям
породы. Но уже в период, предшествовавший Первой мировой войне, порода
присутствовала за Ла-Маншем, так как была закуплена англичанами у
американцев, чтобы возить лондонский омнибус. Сегодня першерон
используется только в сельском хозяйстве; во многих парках и зеленых
зонах он перевозит транспорт с туристами. Благодаря своим восточным
предкам он легко адаптируется к любому климату: кроме уже упомянутых
стран, он экспортировался также в Канаду, Японию и даже на Фолклендские
острова, где был скрещен с криолло.
|