Главная Породы лошадей Верховые и упряжные |
Орловский рысакОрловский рысак — уникальное явление в истории не только отечественного, но и мирового животноводства. Во-первых, практически нет пород, носящих имя одного из своих создателей. Во-вторых, имея более чем 200-летнюю историю, эта порода остается одной из самых популярных и ценимых пород мира. Свое название порода получила в честь графа Алексея Григорьевича Орлова (1737—1808 гг.), одного из пятерых братьев Орловых, которые помогали Екатерине II взойти на престол. А.Г. Орлов был братом ее фаворита Г.Г. Орлова. Неординарная личность, А.Г. Орлов, в качестве кавалерийского генерала, успешно выполнял дипломатические поручения Екатерины II. Он также блестяще провел морскую операцию, закончившуюся знаменитым Чесменским сражением в 1770 году и разгромом турецкого флота в Средиземном море. После этого граф получил титул Орлова-Чесменского и огромные земельные владения, в том числе и в Бобровском уезде Воронежской губернии. Он был истинным и разносторонним спортсменом — любителем кулачных боев, конских и прочих состязаний с участием различных видов животных. В XVIII веке повсеместно — в странах Западной и Восточной Европы, Северной Америке - возникла острая потребность в легко упряжной сильной лошади для использования в сельском хозяйстве и для перевозок В Англии, США, Франции и других государствах велись работы в этом направлении, здесь были отдельные экземпляры, полученные в случайных сочетаниях модного в те времена скрещивания различных упряжных лошадей с чистокровной верховой (английской) породой. Понятие «рысак» относилось к лошадям, бегущим резвой рысью, но с породой это понятие еще не отождествлялось. Россия со своими бескрайними просторами, простирающимися на тысячи километров, больше чем какая-либо другая страна нуждалась в крупной выносливой рысистой лошади. По российским дорогам и трактам в ту пору сновали крепенькие, трудолюбивые вятки, мезенки, казанки, другие местные лошадки, но все они были слишком низкорослыми. По проспектам и мостовым дорогам в столичных и губернских городах кареты передвигали крупные упряжные лошади иностранных пород, малоподвижные, медленные на рыси. Создать нужную породу удалось в России графу А. Г. Орлову. Во время своих путешествий в Европу и Малую Азию с эскадрой, победившей при Чесме, А.Г. Орлов приобретал высокоценных лошадей различных пород. Граф был не только большим любителем, но и знатоком лошадей, он отбирал лучшие образцы популярных в то время в Европе пород, а главное, лучших представителей восточных пород, особенно арабской — признанного улучшателя всех европейских пород лошадей со времен крестовых походов. И до, и после Орлова российская знать ввозила из Европы и Азии большое число представителей различных верховых, верхово-упряжных и упряжных пород «под верх» и «для выездов». Эти лошади плохо переносили суровый климат России, их приходилось часто менять. Заслуга А. Г. Орлова, его гениальность как творца новой породы в том, что он правильно ответил на вызов времени — экономические и социальные условия требовали лошадь, которая могла бы быстро преодолевать огромные российские просторы и была приспособлена к ее климату и хозяйственным условиям. Началом работы по созданию породы считается 1776 год, когда в Россию был ввезен ценнейший арабский жеребец Сметанка. Получив много арабских лошадей в качестве трофеев и подарков, Орлов за огромную по тем временам сумму — 60 тыс. серебром — приобретает жеребца Сметанку. Этого жеребца, необыкновенно нарядного, достаточно рослого и к тому же удлиненного формата, в отличие от других лошадей, отправленных в Россию морем, Орлов не доверяет морским стихиям, а отправляет пешком под военной охраной и с фирманом (охранной грамотой) турецкого султана через Турцию, Венгрию и Польшу в Москву. Путешествие Сметанки длилось 2 года, и в Москву он прибыл лишь в 1776 году. Этот год и был годом основания Хреновского конного завода в Бобровском уезде Воронежской губернии на обширных землях, пожалованных Орлову за его победы в русско-турецкой войне. Первоначальная работа графа Орлова по созданию покой породы началась в его подмосковном имении Остров, расположенном в пойме Москвы-реки и со всех сторон окруженном заливными лугами. Либо слишком сырой климат, либо тяжелая дорога повлияли на Сметанку, но уже в 1777 году он пал, оставив всего четырех сыновей и одну дочь, рожденных в 1778 году. Орлов, потрясенный гибелью лучшего жеребца, переводит все поголовье лошадей в Хреновое, где порода была практически создана к 30-м годам XIX века. Хреновской завод был организован в степях на юго-востоке Воронежской губернии, где в те времена паслись стада сайгаков и где еще в 1760-х годах встречались табуны диких лошадей — тарпанов. Как по рельефу, так и по растительным и почвенным условиям, это было место, отлично приспособленное под разведение лошадей. Большинство помесей, полученных в подмосковном Острове, где под арабских жеребцов подбирали неаполитанских, датских и английских кобыл, оказались неудачными, исключение составляли лишь дети Сметанки. Этот жеребец, судя по огромной внесенной за него цене, был одним из лучших для своего времени. От лучшего из сыновей Сметанки Полкана в Хреновском заводе получили около 100 потомков, из них 7 сыновей и 21 дочь имели племенное назначение. Крупный рост, грубоватость и одновременно величавость на ходу Полкан 1 унаследовал от матери, датской кобылы Фредериксборгского завода, где разводили лошадей так называемой «испанской расы», значительно улучшенной восточными породами. После успехов Орлова в создании небывалой до сих пор породы у русских коннозаводчиков лошади королевского Фредериксборгского завода пользовались большим спросом и завозились в Россию десятками, но следа нигде, кроме как в орловской породе, не оставили. Фредериксборгский конный завод — один из старейших в Европе, существует до сих пор. Есть и фредериксборгская порода лошадей, но она не имеет ничего общего со старинной датской породой — это обычная полукровная верховая лошадь. Мать Полкана, имя которой, к сожалению, не отражено в архивах, была буланой масти. Эта масть, мало распространенная среди европейских культурных пород, до сих пор, хотя и очень редко, появляется у орловских рысаков. Несмотря на свои достоинства, Полкан не обладал главным, к чему стремился Орлов, — продуктивной легкой рысью, как и другие арабо-датские помеси. Известное значение в создании породы имел и другой сын Сметанки — Фелъкерзам I от дочери «английского Бабраама», давший отличных дочерей. В восьмидесятых годах XVIII столетия в Хреновом попробовали скрещивать восточных жеребцов с мекленбургскими кобылами. Мекленбургских лошадей разводили на северогерманском побережье путем улучшения местной породы восточными. Эти лошади были очень популярны у российских коннозаводчиков. Выбор пород для скрещивания показывает творческую идею Орлова — взять лучшее, чем располагало западно-европейское упряжное коннозаводство, и сочетать с нарядностью экстерьера, крепостью конституции и легкостью движений арабской лошади. Новаторство заключалось в четко выраженной цели скрещивания, в настойчивых поисках необходимых для этого пород. Основная сложность была в том, что он хотел получить лошадь со стойко закрепленным рысистым аллюром, а таковой породы в мире не существовало, хотя отдельные особи, способные идти рысью, встречались среди многих пород. Чаще всего их можно было найти среди рабочих фермерских лошадей Голландии, где особенно любили состязания на таких лошадях, которых называли «хардтраберама». Поэтому А.Г. Орлов решается использовать в скрещивании фермерскую лошадь из голландской провинции Фрисландия. Потомки этой старинной породы существуют до сих пор — фризская порода сохранена голландцами, и они возрождают ее былую популярность. Лошади этой породы, как правило, только вороные. В 1783 году были куплены и доставлены в Хреновской конный завод вороной жеребец и несколько кобыл, среди которых оказались и серые. По предположению В.О. Витта, выдающегося историка орловской породы, серые особи имели «кровь» серых варварийских жеребцов (североафриканское отродье арабской породы), которые часто завозились в Европу. Таким образом, при скрещивании западных упряжных пород с восточными верховыми в качестве «цементирующей основы» бралась «кровь» арабской лошади, которая в той или иной мере имелась у всех использованных упряжных пород. В 1784 году в Хреновском заводе родились первые жеребята от голландских кобыл и арабо-датских и арабских производителей. Они оказались настолько хорошими, что из них впоследствии отобрали двух жеребцов, в том числе Барса I. К этому времени уже четко определилась схема скрещивания: к восточному или полувосточному жеребцу подбиралась упряжная или восточно-упряжная матка. Наиболее удачным жеребцом, полученным по такой схеме, был серый Барс I. Современники отмечали его большой рост, гармоничность сложения, легкость движений, большую силу, правильный ход и резвую рысь. Получив лошадь, близкую к задуманному образцу, Орлов долгое время использовал Барса для выезда и бегов. В завод он поступил в возрасте семи и продуцировал здесь в течение семнадцати лет. Барса и еще двух жеребцов от голландских кобыл, Мраморного и Цветного, использовали очень широко, их предпочитали восточным и восточно-упряжным жеребцам. Дети и внуки Барса по своим качествам значительно превосходили потомство других производителей. Уже вскоре потомство Барса I преобладало в производящем составе завода, а через несколько поколений практически нельзя стало найти ни одной рысистой лошади, родословная которой не восходила бы к этому жеребцу или его кличка в родословной не повторялась бы несколько раз. Поэтому впоследствии Барса I начали именовать как «Барс-родоначальник». После получения Барса I, сочетавшего ценные качества исходных пород, выведение новой породы не закончилось. Барсу подбирались матки, не только аналогичные ему (арабо-датско-голландского происхождения), но и арабо-мекленбургские, английские родстеры (упряжные) и даже чисто верхового комплекса. Наименее успешным оказалось разведение помесей «в себе». От арабо-датско-голландских маток, в большинстве случаев с инбридингом на Полкана II—II, были получены неплохие жеребцы Похвальный I, Барсик Большой и Усан I. Однако линии первых двух из них очень скоро угасли. Самыми ценными оказались дети Барса I от арабо-мекленбургских кобыл: Любезный I 1794 г.р. (от Гнедой) и Лебедь I 1804 г.р. (от Невинной). К ним по прямой мужской линии восходят все современные орловские рысаки. Несмотря на то, что в Хреновом использовали восемь сыновей и 44 дочери Любезного I, уже к 40-м годам XIX столетия эта линия здесь угасла, и ее дальнейшее развитие шло только через завод В.И. Шишкина. Лебедь I через своих сыновей Ловкого I и Лебедя II оказал огромнейшее влияние на породу. Шесть из восьми современных линий орловского рысака восходят к этому жеребцу. Другие сыновья и внуки Барса I влияли на породу через своих дочерей. На первых этапах скрещивания и до тех пор, пока Хреновским заводом владел А.Г. Орлов, а после смерти его дочь А.А. Орлова, из завода было запрещено продавать жеребцов, продаже подлежали только мерины и холостые кобылы. Только в нескольких случаях Орлов был вынужден подарить жеребцов: фавориту Павла I Кутайсову, своим братьям и племянникам, сыну А.А. Чесменскому, Согласно первым статистическим данным, опубликованным в 1839 году «Подробные сведения о конских заводах в России, доставленным Комитету о коннозаводстве Российском от местных начальств и частных владельцев», в России было 274 частных завода, 5 государственных, один дворцовый, 10 конных заводов военных поселений и один — Уральского казачьего войска. Большинство заводов были смешанными, производившими ремонтную лошадь для армии, держали производителей различных пород, как верховых, так и упряжных. Под «рысистыми» в то время подразумевались все легкоупряжные лошади, используемые в запряжке. Зачастую в эту категорию зачисляли не только помесей верховых пород, но и чисто верховых, таких как арабские, различные восточные, а также неаполитанских, испанских, варварийских и их помесей с английской скаковой. Как и в XVTII веке, до 40-х годов XIX века в Россию постоянно завозили голландских, датских и мекленбургских «рысаков», хотя настоящая рысь встречалась в то время только у голландских «хардтраберов». Многие заводчики, следовательно, располагали тем же материалом, что и Орлов, но только он один добился таких результатов, о которых уже в начале XIX века знала вся коннозаводческая Россия. Завершающий этап создания породы целиком связан с деятельностью В.И. Шишкина (1780—1846 гг.), который с 1811 по 1831 годы управлял Хреновским конным заводом. Он был крепостным Орлова, родился в селе Острове и с детских лет находился при конюшнях — ездил форейтором, скакал на поддужных. Наблюдая приемы тренинга Орлова, который сам ездил на лучших своих рысаках, Шишкин хорошо их усвоил. Обладая незаурядными способностями, он, став взрослым, занимает должность главного конторщика и казначея дома Орлова. Долгие беседы со своим господином о коннозаводстве были хорошей школой для крепостного. Но он не только хорошо усвоил уроки Орлова, но и пошел дальше. Одним из первых в мире Шишкин разработал многие методы, которые до наших дней остаются на вооружении у животноводов. На его долю достался наиболее сложный этап работы — закрепление комплекса свойств, полученных при скрещивании большого количества пород. В.И. Шишкин создает в Хреновом линии Любезного I, Лебедя I, Кролика I, а затем линии сыновей и внуков Лебедя I: Ловкого I, Лебедя II, Полкана III, Чистяка Ш, Лебедя IV, Горностая IVи других. Получение таких лошадей, как Полкан III и Лебедь IV, имена которых стали стержнем породы в XIX веке, создало Шишкину огромнейший авторитет в среде коннозаводчиков. При работе с линиями он широко использовал родственное разведение, впервые смело примененное графом Орловым. Был заведен точный учет качества потомства каждого жеребца и кобылы, что облегчало вести отбор по качеству потомства. Шишкин был большим знатоком экстерьера лошади и мастерски вел подбор пар по этому признаку. Хреновские рысаки приобрели прекрасные формы и красоту. Правда, чрезмерное усиление восточных и верховых элементов приводило иногда к потере массивности и резвой рыси. Учитывая опыт применявшихся возвратных скрещиваний и роль голландских кобыл в создании породы, Шишкин выписывает из Голландии в 1825 г. этих кобыл и спаривает их с жеребцами, наиболее уклонившимися к верховому типу. От этого скрещивания родились крупные, массивные, но сырые и с плохим экстерьером животные. Через несколько поколений, благодаря отбраковке и умелому подбору, были получены отдельные лошади с хорошим экстерьером, сыгравшие значительную роль в придании орловскому рысаку массы, роста, костистости и упряжного типа. Тем не менее вторичное прилитие крови голландских лошадей многие иппологи считали вредным для породы. Необходимо подчеркнуть, что помимо творческого, умелого подбора пород при первоначальном скрещивании очень важными, новаторскими для своего времени элементами племенной работы при создании породы были: постоянный и точный племенной учет (заводские записи), позволившие прослеживать каждый этап создания породы; проверка качества потомства используемых жеребцов; закладка линий лучших из них. Успех в работе по созданию новой породы обеспечивался и постоянным отбором по способности к резвой рыси, которая проверялась в процессе регулярной тренировки молодняка. В процессе создания породы Орлов первым в мире разработал оригинальную систему подготовки (тренинга) и испытаний рысистой лошади. Отличительными чертами ее было то, что лошади тренировались и испытывались только в упряжи, летом в дрожках, зимой в санях, «Во всех случаях рысак испытывался в национальной дуговой упряжке, в хомуте и экипаже, употребительных по русским дорогам» (В.О. Витт). Тренировка и испытания на резвость проводились «концами» по 200 сажень (426 м), «сила и выносливость вырабатывались 18-ти верстовыми пробегами по маршруту Остров- Москва». Орловский молодняк воспитывался в суровых условиях, находясь большую часть года на пастбище, как и матки с сосунами, хотя и очень богатом, но без всякой подкормки. Считалось, что лошадь «входит в силу» не ранее трехлетнего возраста, и именно тогда начиналась заездка и тренировка рысаков в Хреновом. Подготовленные в заводе лошади, предназначенные к заводским испытаниям, перегонялись в подмосковный Остров, где продолжалась их тренировка и испытания. Отойдя от государственных дел, А.Г. Орлов постоянно жил в Москве. В Хреновом бывал лишь наездами, но лошадей отбирал для заводского использования сам, и тренировка в Острове тоже проводилась под его наблюдением. Понравившихся ему лошадей, особенно жеребцов, Орлов брал в езду и испытывал пробегами из Острова в Москву и обратно. Кобылы в тренинге находились не менее чем до 4-х лет, а во времена Орлова и до шести-семи. Тренировка и испытания жеребцов продолжались до семи-восьмилетнего возраста, а иногда и старше. Так, Любезный I показывался на «Московском бегу» одиннадцати лет. Орловым же были заведены эти Московские бега, быстро завоевавшие среди москвичей большую популярность и ставшие для них праздником. Проводились они летом в Москве на Донском поле, недалеко от усадьбы графа, зимой — на льду Москвы-реки. Орлов приглашал к состязанию любого желающего, любых сословий и на любых лошадях — только в упряжи. Вскоре моду на бега перенял и Санкт-Петербург, где они проводились зимой, на льду; напротив здания биржи и ростральных колонн. Московские бега прекратились в 1812 году и возобновились только в 1834 году, одновременно с организацией Московского бегового общества и ипподрома. К этому времени, как пишет В.О. Витт, досконально исследовавший историю породы, рысаком в общем сознании был уже только орловский рысак, прочие лошади, бежавшие резво рысью, были просто «бегунами» и говорилось «орловский рысак от всех бегунов уходит». Итак, успех Орлова и Шишкина в создании первой в мире породы рысаков определялся: — умелым, гениально найденным сочетанием восточных и западноевропейских пород при скрепляющей, «цементирующей» роли арабской породы; — рациональным кормлением и содержанием, в основном пастбищным, с потреблением большого количества грубого корма, вырабатывающего у них приспособленность к климатическим условиям России. Однако лошадь при этом сформировалась позднеспелая благодаря введению впервые в мире оригинальной системы подготовки и испытаний рысистой лошади, учитывающей условия России.
|
|